Писатели:

Моисеев Л.Ю. Рыжов И.А.
Новинки:

Иванов А.П. «Российское государство. Исторические закономерности и парадоксы власти»

РегистрацияРегистрация
Логин ?
Пароль  Вход

Библиотека онлайн
Библиотека онлайн

15 июня в 15.00 презентация подарочного альбома "Достопримечательности Орловского края"
«Визитка» региона - фотоальбом «Достопримечательности Орловского края»
Орловские издатели вернулись из Москвы с наградой
Показать все новости

«Писатели от свободы задохнулись»

Писатель Александр Лысенко в своем кабинете. Фото: Марина Сенина

Писатель Александр Лысенко в своем кабинете. Фото: Марина Сенина

Орловский писатель Александр Лысенко — о современной литературе, читателях и будущем русского языка

В прошлом Александр Лысенко — педагог, секретарь райкома комсомола, инструктор райкома партии, директор областного интерната для слабослышащих детей. Сегодня — литератор, театральный деятель, директор издательства «Вешние воды», лауреат Всероссийских литературных премий, член Союза писателей России и «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». «Русская планета» поговорила с Александром Лысенко о недостатках современного литературного процесса, писательской свободе и о том, что ждет литературу в ближайшие годы.

– Александр Иванович, чем сегодня можно удивить и увлечь читателя?

– Читателя можно удивить только чем-то необыкновенно искренним, чем-то добрым, нетрадиционным, в виду вот этой шелухи, которой сегодня очень много: фэнтези, криминала, боевиков. Увлечь только чистой, разумной, психологически доброй вещью. А так ко всему уже привыкли. – По вашему мнению, в современном обществе изменился интерес к литературе? По сравнению с 70-90-ми годами XX века насколько она востребована? – Изменился. И надо сказать, он немножко упал. В юности я застал то время, когда в книжные магазины было паломничество, когда хорошую книжку было недостать, несмотря на огромнейшие тиражи, которые сегодня и не снились: книги выходили тиражом 100 тысяч экземпляров, полмиллиона. Журналы выходили миллионным тиражом. И всего этого не хватало. Люди жили печатным словом и верили, и доверяли ему, интересовались им. Залы были полными, и писательское слово было на вес золота.

– Должно быть, за последние 20-40 лет изменился и читатель?

– Читатель изменился очень сильно. Лень появилась. Кто читает сегодня электронные книги, рассказывают, что 50 страниц прочесть им уже трудно, а мы за ночь могли проштудировать и 300 страниц, кто быстро читал — еще больше.

– Востребована ли, на ваш взгляд, в современном обществе серьезная литература?

– Сейчас востребованы легковесные жанры. Нельзя не отметить, что идет тенденция легкого чтения. Вот те же электронные книги, в которые закачивают не «Войну и мир» Толстого, или Гоголя, или Пушкина, а легко съедобные «клубнички», которых сегодня полно. Делается это для того, чтобы внимание свое куда-то приклеить. Связано это с тем, что сильно стал отвлекать изобразительный ряд. Сейчас тем более, легче нажать на кнопку, поставить диск и посмотреть кинокартину. А книга требует внимания, времени, труда, умственного труда, в первую очередь. А фильм смотри да смотри, там тебе на блюдечке все подали.

– А изменяется ли в связи с этим функция писателя? Она вообще сегодня есть?

– Функция писателя есть и неизменно будет. Как бы мы сегодня не думали, все равно будут люди, которые описывают жизнь в наши дни красиво или некрасиво, сочно и интересно, с очень интересным слогом. Это будет всегда. Это вечное дело. Только сейчас это уже размылось немного. Просто сегодня тот, кто настрочил несколько строк, уже считает себя писателем. А здесь нужно мастерство, умение, талант, в первую очередь. Сейчас о таланте уже забывают.

– Нынешний политический режим влияет на литературу и деятельность писателя? Свободны ли писатели, поэты сегодня?

– Если однозначно ответить, то никто ничего не запрещает писать. Если раньше еще были Обллит (областное управление по делам литературы. — Примеч. РП.), Главлид (главное управление по делам литературы и издательств. — Примеч. РП.), куда писатель сдавал свои произведение, и их просматривали, то сегодня этих управлений нет. Писатели даже от свободы задохнулись. Самое интересное, что в связи с этой свободой, отпадает творческий талант и интерес, иногда, писатель не знает, что делать. И еще жизнь настолько осложнилась, насытилась вещами не только положительными, но и отрицательными, что мы видим, что за ней трудно угнаться. Что сегодня напишет драматург, писатель, прозаик или поэт, если с экрана он видит страшные вещи, которые происходят в мире? Действительность сейчас опережает время. Текущий момент только журналисты описывают. Но они не писатели. А писатель должен все осмыслить, а после художественно подать.

– А может ли литератор быть вне политики?

– Может. Дело в том, что все пишут в разных жанрах. Например, литератор-сказочник. Он смотрит на жизнь: как прыгает лягушка, летает шарик. Зачем ему политика? То же и с фантастами. А писатель, который живет сегодняшним днем, ему конечно трудно от политики отстраниться.

– Какие темы в наши дни наиболее актуальны в литературе? Есть ли события, которые писатель не может оставить незамеченными?

– В первую очередь, актуальная тема — это взаимоотношения людей. Надо не уронить в человеческих отношениях доброе, а оно часто ускользает из-за вот этой современной техники, эффектов, коллизий. Очень большая актуальность для писателя сегодня — это показать, чем сегодня дышит человек. Не показное, развлекательное, а то, что за душу трогает. Меня задевает в происходящем многое. Как писателя, это нехватка времени и желания показать всю сочность жизни. Мне, например, хочется показать взаимоотношения учителя и ученика, театрального мира. А особенно, взаимоотношения молодежи. Назовем фильм «Доживем до понедельника». Редко кто сейчас его помнит, но вот в нем ухвачен пульс молодежи. А сегодня не найдете хорошую книгу о студентах. Такого яркого материала нет, за исключением книги «Студенты» Юрия Трифонова. А как не показать их яркую жизнь? Несмотря на обилие писателей, сконцентрированного романа, который молодежь сегодня бы сглатывала, нет.

– Например, издал молодой писатель интересную книгу. Ему хочется пробиться в большую литературу. Как это можно осуществить сегодня?

– Раньше было проще в чем-то, в чем-то сложнее. Раньше были критерии. Если их прошел, то ты уже писатель. Сегодня много ложных схем и испытаний. Вот вроде молодой человек издал книгу, а удовлетворения и признания нет. Если 20 лет назад ты стал лауреатом конкурса, премии, это подчеркивало мастерство. Сегодня можно быть лауреатом, и все равно неинтересно. В наши дни возможности необыкновенные. Сегодня молодой человек может при поддержке спонсора издать книгу огромным тиражом при отсутствии таланта. Но действует один закон — его величество интерес. Тут один критерий — интересна книга или нет.

– Есть ли сегодня звезды в литературном мире?

– У нас очень много хороших писателей. Сейчас просто время сложное. Раскрученные детективщики, писатели, которых видим на экране, — это еще не все. Есть более интересные и талантливые люди. Но в силу нашей сегодняшней экономики они не могут издаваться большими тиражами. Часто их никто не знает. Раньше писатель был действительно писателем. Он являлся членом союза писателей, стоял высоконравственно. А сейчас сто любителей слова, пишущих что попало и как угодно. А пишут неинтересно.

– Какое будущее, на ваш взгляд, ждет российскую литературу?

– Слово не умрет. Мастерство писателя будет востребовано с каждым годом больше. Когда мы на экране видим хороший фильм, слышим хорошие слова, песню, — это слово писателя. Это вечно. Пока жив человек. Пробовали машины писать, но пока робот не может духовные вещи творить. Будущее за тем, что может появиться более совершенный механизм отбора, подхода к возвеличиванию настоящего творческого, умению его подать. Важно, что русский язык может еще свое слово сказать. Мы его пытаемся куда-то затолкать, уйти от него, а за ним великое будущее. Сочность и образность русского языка будут востребованы все больше. Думаю, что электронные машины, более совершенные, чем сегодня, все равно перейдут на русский, потому что у него больше возможностей что-либо расшифровать, закамуфлировать или расцветить и подать. В этом плане литература не умрет.

orel.rusplt.ru


15 июня в 15.00 презентация подарочного альбома "Достопримечательности Орловского края"
«Визитка» региона - фотоальбом «Достопримечательности Орловского края»
Орловские издатели вернулись из Москвы с наградой
Издатель и писатель Лысенко А.И.
"Писатели от свободы задохнулись"
Орел вчера и сегодня глазами Александра Лысенко
Скоро появится новый исторический фотоальбом об Орле
Литературная премия "Александра Невского" в 2013 г.
Конкурс "Лучшая профессиональная книга года"
26-я Московская международная книжная выставка-ярмарка
Всероссийского конкурс "Малая родина"
Книги орловских писателей в Нью-Йорке
Все об орловских писателях
С 60-летним юбилеем Александр Иванович!
24-ая Международная книжная ярмарка в Турине
Новая книга "Москва — Харьков. Симфония российских дорог"
Проект мультимедийной книги Вадима Еремина
5-я Международная книжная выставка в Туркменистане
Диплом II степени в номинации "Наш современник"
Московская международная книжная выставка 2010
Фетовскицй праздник поэзии 2010
Презентация книги "Мой Учитель"
XIX Гаванская международная книжная ярмарка 2010
Презентация книги "Архитектурные древности Орловщины" (Ушедшее)
Премии ЦФО удостоен поэт Геннадий Андреевич Попов
Книжная ярмарка в Испании "LIBER 2009"
Московская Международная выставка-ярмарка 2009
Церемония вручения премии "Александра Невского"
Книжная ярмарка в Париже,Франкфурте-на-Майне, Индии
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

© "Вешние воды" 2010     | Карта сайта  | Главная | История | Контакты | Лауреаты премий | Биографии | Орловские писатели-хрестоматия | Книги  | Новинки | 

Администрация сайта