РегистрацияРегистрация
Логин ?
Пароль  Вход

Библиотека онлайн
Библиотека онлайн

Из русской поэзии второй половины XIX века
И. С. Тургенев
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет
А.Н. Апухтин
В.М. Жемчужникова
И.А. Бунин
Л.Н. Андреев
М.М. Пришвин
Б.С. Зайцев
И.Е. Вольнов
И.А. Новиков
Д.И. Блынский
C.А. Пискунов
Л.Н. Афонин
В.А. Громов
Г.Б. Курляндская
Поэзия Орловского края 50-90-х годов ХХ века
И.Д. Крохин
А.С. Шиляев
И.А. Александров
В.П. Дронников
В.Г. Еремин
В.А. Ермаков
Л.Г. Котюков
Н.М. Перовский
Г.А. Попов
И.С. Семенова
Г.В. Фролов

"Возвращенная" поэзия ХХ века
И.В. Каллиников
В.Л. Гальской
А.Ф. Сафронов
Ф.В. Сафронов

Малая проза современных писателей-орловцев I
Е.К. Горбов "Комендант Зеленого переулка"
В.А. Мильчаков "Птенцы орлов" (отрывок из повести)
Л.Л. Сапранов "Родители", "Память прошлого", "Белая дача"
А.Н. Яновский "Сорока", "Танкист", "Земляк"
В.И. Амиргулова "Ваня и Муму","Новенький"
Л.М. Золоторев "Дарюшка последняя из хуторян", "Чистые пруды"
В.М. Катанов "Однажды в Орле", "Поэт и полководец", "Лесков"
А.И.Кондратенко "Женщина по имени Надежда"

Малая проза современных писателей-орловцев II
А.С. Лесных "Доброе дело", "Говорите конкретно", "Ключи к английскому замку"
И.Ф. Лободин "Перепелка во ржи", "Дом на гривах коней"
В.И. Муссалитин "Курганы"
Ю.А. Оноприенко "За ягодой, красной, как кровь", "Дедушко"
Н.И.Родичев "Алимушкины полушубки", "Егор Ильич"
П.И. Родичев "Стихи", "Особое свойство памяти", "Очерк раздумье"
И.А. Рыжов "Позднее свидание", "Мой Бунин", "Хорошая старуха" ,"Неразбавленный орловец"

Писатели младшим школьникам
Е.А. Зиборов "Жаркое лето"
В.М. Катанов подборка стихов для детей
А.И. Лысенко подборка стихов для детей, "Неутомимый труженник"
В.Г. Еремин подборка стихов для детей
И.Г.Подсвиров "Заячий хлеб", "В ливень"


Писатели Орловского края
ХХ век
Хрестоматия

Орел 2001
Смотреть эту книгу в формате флеш, где вы сможете листать страницы как в обычной книге

Под ред. проф. Е. М. Волкова


Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893)
Владимир Михайлович Жемчужников (1830-1884)

Из русской поэзии второй половины ХIХ века

Иван Сергеевич Тургенев
(1818-1883)

Творческий путь Тургенев начал в 1830-е годы романтической поэмой "Стено" (1834) и стихотворениями, носившими в основном подражательный характер. Прославили его имя в России и за рубежом "Записки охотника" (1847-1852) - книга о народе, ставшая важным фактором не только литературной, но и общественной жизни. В последующие годы были созданы шесть романов, отразивших последовательную смену характерных типов русской жизни от 1830-40-х до 1880-х годов: "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Дым", "Новь"; четырнадцать пьес, четыре из которых и сегодня с успехом идут на сцене: "Нахлебник", "Месяц в деревне", "Завтрак у предводителя", "Провинциалка"; десятки повестей и рассказов.
Обладая необычайным художественным даром, прозорливостью, чуткостью к "живым струнам общества" (Н. А. Добролюбов), Тургенев явился первооткрывателем новых сюжетов, типов, идей и форм в литературе. Именно он ввел в русский обиход понятия "лишний человек" ("Дневник лишнего человека"), "нигилист" ("Отцы и дети"), "тургеневская девушка" (героини многих тургеневских романов и повестей), наполнив эти образы в их художественном воплощении конкретно-историческим и общечеловеческим содержанием. Его реализм овеян романтической стихией, лиризмом.
Как лирическая проза воспринимаются последние раздумья Тургенева о родине и о родном крае, последние письма, в одном из которых смертельно больной писатель просил своего друга - поэта Я. П. Полонского: "Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу".
Цикл "Senilia" ("Старческое") - "Стихотворения в прозе" - стал закономерным лирико-философским итогом всего творчества писателя*.

* Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. См.: Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 425.

Из стихотворений в прозе
Близнецы
Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела - и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза: те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
- Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... Но мне-то не так будет жутко.
Февраль 1878.

 

Два богача
Когда мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика.
Июль 1878.

 

Порог
Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью - угрюмая мгла.
Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог, - знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- Знаю, - отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и сама смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов - но и от родных, от друзей?
- Да... И от них.
- Хорошо... Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову...
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
- Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура! - проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - принеслось откуда-то в ответ.
Май 1878.

 

Стой
Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти!
С губ сорвался последний вдохновенный звук - глаза не блестят и не сверкают - они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!
Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды?
Какой бог своим дуновением откинул назад твои рассыпанные кудри?
Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе!
Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна.
Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда.
Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!
Ноябрь 1879.

 

Мы еще повоюем!
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель - и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся - и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мною кружит мой ястреб...
- Мы еще повоюем, черт возьми!
Ноябрь 1879.

 

Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Июнь 1882.

Тексты печатаются по изданию: И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 28-ми томах. - Т. XIII. - М.; Л.: Наука, 1967.

Начало главы

Федор Иванович Тютчев
(1803-1873)

Тютчев был гениальным лириком-философом. Он создал не просто пейзажную лирику, но натурфилософскую, пантеистическую. Тайна мироздания, по мысли поэта, непознаваема, но может быть приоткрыться человеку, находящемуся на границе жизни и смерти, "дня" и "ночи", в моменты катастроф и разрушений:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир... ("Цицерон" - 1830)

Интуитивное проникновение в тайну мира приоткрывает человеку и глубины его собственной души, неподвластные разумному знанию ("Весна" - 1838, "О чем ты воешь, ветр ночной?.." - 1836, "Тени сизые смесились..." - 1836, "Певучесть есть в морских волнах..." - 1865 и др.).
Любовь в изображении Тютчева отличается романтической возвышенностью, трагизмом, роковым характером. Такая любовь подобна стихиям. В ней все определяется не земными, но космическими масштабами. Любовь - это и "союз души с душой родной", и "роковое их слиянье", и "поединок роковой" ("Предопределение" - 1851 (?), "О, как убийственно мы любим..." - 1851 (?), "Близнецы" - 1852, "Две силы есть - две роковые силы..." - 1869 и др.). Любовная лирика Тютчева, несмотря на автобиографическую ее основу, носит обобщенно-психологический, философский характер.
Поэтическое наследие Тютчева невелико - всего около 300 стихотворений. Но, как писал Фет о своем "обожаемом поэте",

Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
("На книжке стихотворений Тютчева" - 1883)

Для Фета Тютчев - "один из величайших лириков, существовавших на земле". Творчеством Тютчева горячо восхищались Пушкин и Некрасов. "О Тютчеве не спорят, - писал Тургенев Фету, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии". Достоевский считал Тютчева "первым поэтом-философом, которому равного не было, кроме Пушкина". Лев Толстой утверждал: "Без Тютчева нельзя жить".

 

* * *

Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
<1828>, <1854>

 

* * *
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...
1851

* * *
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей...
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой...
<1836>

 

Вечер
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, -
И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, -
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
1826 (?)

 

Начало главы

* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
22 августа 1857

 

Фонтан
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
<1836>

 

* * *
Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слез гляжу...
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моем
Не нахожу.

Былое - было ли когда?
Что ныне - будет ли всегда?..
Оно пройдет -
Пройдет оно, как все прошло,
И канет в темное жерло
За годом год.

За годом год, за веком век...
Что ж негодует человек.
Сей злак земной!..
Он быстро, быстро вянет - так,
Но с новым летом новый злак
И лист иной.

И снова будет все, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож...
Но ты, мой бедный, бедный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь!

Ты сорван был моей рукой,
С каким блаженством и тоской,
То знает Бог!..
Останься ж на груди моей,
Пока любви не замер в ней
Последний вздох.
<1836>

 

Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть лож.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!..
1830 (?)

 

Последний катаклизм
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
<1830>

 

Последняя любовь
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Между 1852-1854

Тексты печатаются по изданию: Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. - Л.: Сов. Писатель, 1957.

 

Начало главы

Афанасий Афанасьевич Фет
(1820-1892)


Творческий путь Фета длился более полувека. Основные темы фетовской поэзии - красота, природа, любовь, искусство в их взаимосвязи, взаимопроникновении. Описания внешнего мира при всей их конкретности импрессионистичны, всегда даны в субъективном восприятии поэта, служат средством выражения лирического чувства. Художника-импрессиониста интересует не столько предмет, сколько впечатление, им произведенное.
В отличие от тютчевской, поэзия Фета проникнута светлым настроением, передает чувство радости бытия, ощущение абсолютной гармонии человека и природы:

Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
("Пришла, - и тает все вокруг..." - 1866)

В более поздний период у поэта появляется трагическое сознание невозможности абсолютной гармонии.
Фет рисует не характер лирического героя, но его настроения, переживания. При этом поэт фиксирует не созревшие чувства, а "смутные, мимолетные ощущения души человеческой" (А. В. Дружинин), иррациональные, подсознательные импульсы, не поддающиеся прямому описанию. И поэт сумел сделать слово выразителем такого чувства, какое можно "на душу навеять". Он создал новую поэтическую систему.
Важная особенность лирики Фета - "зоркость к красоте". Поэт утверждал: "Говоря о поэтической зоркости, даже забываю, что существует перо. Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане".
Исключительна музыкальность поэзии Фета. На его стихи создано множество романсов: "На заре ты ее не буди..." А. Е. Варламова, "Я тебе ничего не скажу..." П. И. Чайковского, "Сад весь в цвету..." А. С. Аренского, "Серенада" П. П. Булахова и Н. А. Римского-Корсакова и др.
Композитор П. И. Чайковский замечал о фетовской лирике: "Можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область".
Фета называют поэтом мгновений, сиюминутных состояний. Однако эти мгновения даны в перспективе бесконечности, проникнуты ощущением единства человека и космоса, как бы вписаны в бесконечность:

И так прозрачна огней бесконечность,
И так доступна вся бездна эфира,
Что прямо смотрю я из времени в вечность
И пламя твое узнаю, солнце мира.
("Измучен жизнью, коварством надежды..." - 1864 (?)

 

* * *
Мама! Глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
9 декабря 1887

 

* * *
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
<1854>

 

* * *
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда весь
Траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
<1824>

 

* * *
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.
<1843>

 

Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает -
О чем - неясно ей самой, -
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
<1854>

 

* * *
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудит и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
4 ноября 1891

Тексты печатаются по изданию: А. А. Фет. Полное собрание стихотворений. - Л.: Сов. Писатель, 1959.

Начало главы

Алексей Николаевич Апухтин
(1840-1893)

А. Н. Апухтин - наш земляк (родительское имение Павлодар - вблизи уездного города Болхова) - в 1860-е годы жил и работал в Орле.
Уже ранние стихи поэта были замечены Тургеневым, высоко оценены Некрасовым, а первый стихотворный сборник (1886) принес Апухтину прижизненную славу. Его лирика оказала несомненное влияние на творчество А. Блока, других поэтов; поэтическое наследие Апухтина волнует нас до сих пор. Многие из стихотворений благодаря музыке П. И. Чайковского, который был другом поэта, живут и сейчас в известных романсах: "День ли царит...", "Ночи безумные, ночи бессонные...", "Забыть так скоро...", "Ни отзыва, ни слова, ни привета..."

Как сроднились вы со мною,
Песни родины моей... -

эти строки Апухтин написал в самом начале своего поэтического поприща и подтвердил всем своим творчеством, основой которого стали безграничная любовь к России и родной поэзии.

 

* * *
Ни отзыва, ни слова, ни привета,
Пустынею меж нами мир лежит,
И мысль моя с вопросом без ответа
Испуганно над сердцем тяготит:

Ужель среди часов тоски и гнева
Прошедшее исчезнет без следа,
Как легкий звук забытого напева,
Как в мрак ночной упавшая звезда?
1867

 

* * *
Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые...
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного...

Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные...
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!
1876

 

* * *
День ли царит, тишина ли ночная,
В снах ли тревожных, в житейской борьбе,
Всюду со мной, мою жизнь наполняя,
Дума все та же, одна, роковая, -
Все о тебе!

С нею не страшен мне призрак былого,
Сердце воспрянуло, снова любя...
Вера, мечты, вдохновенное слово,
Все, что в душе дорогого, святого, -
Все от тебя!

Будут ли дни мои ясны, унылы,
Скоро ли сгину я, жизнь загубя, -
Знаю одно: что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы, -
Все для тебя!
1880

Тексты печатаются по изданию: А. Н. Апухтин. Стихотворения. - Л.: Сов. Писатель, 1961.

Начало главы

Владимир Михайлович Жемчужников
(1830-1884)


Заметный след в отечественной литературе оставил талантливый поэт-орловец В. М. Жемчужников, создавший вместе со своим родным братом Алексеем и знаменитым двоюродным братом Алексеем Константиновичем Толстым бессмертный сатирический образ Козьмы Пруткова - "казенного человека" эпохи николаевской реакции. В прутковском триумвирате Владимир Михайлович стал центральной фигурой. Ему принадлежит наибольшее количество произведений Козьмы Пруткова; он же был организатором издания и редактором "Полного собрания сочинений" Козьмы Пруткова, написал "Биографические сведения" о нем. Поэт был по преимуществу пародистом, обладавшим замечательным даром художественной имитации. Пародии Козьмы Пруткова принадлежат, в основном, В. М. Жемчужникову и А. К. Толстому.

 

Желания поэта*
Хотел бы я тюльпаном быть;
Парить орлом по поднебесью;
Из тучи ливнем воду лить;
Иль волком выть по перелесью.

Хотел бы сделаться сосною;
Былинкой в воздухе летать;
Иль с солнцем землю греть весною;
Иль в роще иволгой свистать.

Хотел бы я звездой теплиться;
Взирать с небес на дольний мир;
В потемках по небу скатиться;
Блистать как яхонт иль сапфир.

Гнездо, как пташка, вить высоко;
В саду резвиться стрекозой;
Кричать совою одиноко;
Греметь в ушах ночной грозой...

Как сладко было б на свободе
Свой образ часто так менять
И, век скитаясь по природе,
То утешать, то устрашать!

* Пародия на стихотворение А. С. Хомякова "Желание" 1827 г.

 

В альбом красивой чужестранке*
Написано в Москве
Вокруг тебя очарованье.
Ты бесподобна. Ты мила.
Ты силой чудной обаянья
К себе поэта привлекла.

Но он любить тебя не может:
Ты родилась в чужом краю,
И он охулки не положит,
Любя тебя, на честь свою.

* Пародия на стихотворение А. С. Хомякова "Иностранке" 1831 г.

 

Осень*
С персидского, из ибн-Фета
Осень. Скучно. Ветер воет.
Мелкий дождь по окнам льет.
Ум тоскует; сердце ноет;
И душа чего-то ждет.

И в дездейственном покое
Нечем скуку мне отвесть...
Я не знаю: что такое?
Хоть бы книжку мне прочесть!

* Пародия на стихотворение А. А. Фета "Непогода - осень - куришь..." 1850 г.

Тексты печатаются по изданию: Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова. - Л.: Сов. Писатель, 1949.

Начало главы





Из русской поэзии второй половины XIX века
И. С. Тургенев
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет
А.Н. Апухтин
В.М. Жемчужникова
И.А. Бунин
Л.Н. Андреев
М.М. Пришвин
Б.С. Зайцев
И.Е. Вольнов
И.А. Новиков
Д.И. Блынский
C.А. Пискунов
Л.Н. Афонин
В.А. Громов
Г.Б. Курляндская
Поэзия Орловского края 50-90-х годов ХХ века
И.Д. Крохин
А.С. Шиляев
И.А. Александров
В.П. Дронников
В.Г. Еремин
В.А. Ермаков
Л.Г. Котюков
Н.М. Перовский
Г.А. Попов
И.С. Семенова
Г.В. Фролов

"Возвращенная" поэзия ХХ века
И.В. Каллиников
В.Л. Гальской
А.Ф. Сафронов
Ф.В. Сафронов

Малая проза современных писателей-орловцев I
Е.К. Горбов "Комендант Зеленого переулка"
В.А. Мильчаков "Птенцы орлов" (отрывок из повести)
Л.Л. Сапранов "Родители", "Память прошлого", "Белая дача"
А.Н. Яновский "Сорока", "Танкист", "Земляк"
В.И. Амиргулова "Ваня и Муму","Новенький"
Л.М. Золоторев "Дарюшка последняя из хуторян", "Чистые пруды"
В.М. Катанов "Однажды в Орле", "Поэт и полководец", "Лесков"
А.И.Кондратенко "Женщина по имени Надежда"

Малая проза современных писателей-орловцев II
А.С. Лесных "Доброе дело", "Говорите конкретно", "Ключи к английскому замку"
И.Ф. Лободин "Перепелка во ржи", "Дом на гривах коней"
В.И. Муссалитин "Курганы"
Ю.А. Оноприенко "За ягодой, красной, как кровь", "Дедушко"
Н.И.Родичев "Алимушкины полушубки", "Егор Ильич"
П.И. Родичев "Стихи", "Особое свойство памяти", "Очерк раздумье"
И.А. Рыжов "Позднее свидание", "Мой Бунин", "Хорошая старуха" ,"Неразбавленный орловец"

Писатели младшим школьникам
Е.А. Зиборов "Жаркое лето"
В.М. Катанов подборка стихов для детей
А.И. Лысенко подборка стихов для детей, "Неутомимый труженник"
В.Г. Еремин подборка стихов для детей
И.Г.Подсвиров "Заячий хлеб", "В ливень"

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

© "Вешние воды" 2010     | Карта сайта  | Главная | История | Контакты | Лауреаты премий | Биографии | Орловские писатели-хрестоматия | Книги  | Новинки | 

Администрация сайта